Образовательные программы




Образовательная программа МАОУ Гимназия № 10 г. Пушкино


Годовой календарный учебный график на 2013/14 учебный год


Учебный план на 2013-2014 учебный год
МАОУ Гимназия № 10 г. Пушкино
( образовательное учреждение)
основное общее образование
(5 - 9 классы)
Учебный план на 2013-2014 учебный год
МАОУ Гимназия № 10 г. Пушкино
(образовательное учреждение)
среднее (полное) общее образование
(10 - 11 классы)

 

Пояснительная записка

   Учебный план МАОУ Гимназии № 10 г. Пушкино разработан на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, федерального базисного учебного плана, регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области, реализующих программы общего образования, на 2013 – 2014 учебный год.
     В гимназии определен режим работы по шестидневной учебной неделе.
   Гимназия реализует модель организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. По типу это внутришкольная модель с мультипрофильной системой обучения, сочетающая использование классно-урочной системы для реализации изучения обязательных учебных предметов на базовом уровне с предметно-групповой формой обучения для индивидуальных выборов профильных предметов
[Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. М., 2005. С.38.].
   Основой изучения предметов на профильном уровне являются предметные элективные курсы, развивающие содержание базисных курсов. Содержание образования предметных элективных курсов построено на разности содержания между профильным и базовым уровнями программы по соответствующему предмету. Тем самым изучение соответствующего предмета доводится до профильного уровня. Таким образом содержание обучения в предметном элективном курсе не выходит за рамки профильного уровня изучения предмета, поэтому названия предметных элективных курсов соответствуют названию того предмета, изучение которого доводится до профильного уровня. Опыт организации обучения по данной модели описан на примере Тит-Аринской средней школы
[Рекомендации по адаптации разработанных моделей профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов к условиям массовой школы. М., 2005. С. 46-48.]. Реализация рассматриваемой модели создает проблему финансирования дополнительных часов, необходимых для разбиения класса на группы. Гимназия привлекает свои внебюджетные средства, поскольку реализация данной модели не может быть полностью профинансирована за счет средств муниципального заказа.
   Набор базовых и профильных учебных предметов определяется на основе заполнения обучающимися «Листа выбора индивидуальной образовательной траектории». В данный «Лист…» включены все предметы базисного учебного плана, а также проектная и исследовательская деятельность. В индивидуальный учебный план каждого учащегося входит в обязательном порядке инвариантная часть общего учебного плана, выбранные учеником предметы вариативной части и не менее двух учебных предметов для изучения на профильном уровне.
   Изучение русского языка в 10 и 11 классах осуществляется на профильном уровне для всех учащихся (2 часа в 10 классе и 4 часа в 11 классе). Преподавание ведется по УМК Русский язык (профильный уровень) В.В.Бабайцевой, А.К.Михальской.
   Содержание учебного предмета математика на ступени среднего (полного) общего образования реализуется программами по алгебре и началам анализа и геометрии. С целью развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе; формирования отношения к математике как к части общечеловеческой культуры выделены дополнительные часы в 10 – 11 классах.
   Образовательная область «Обществознание» представлена базовыми курсами по истории России, всеобщей истории, обществознанию, праву и экономике. По рекомендации Министерства образования Московской области предусмотрено увеличение часов на изучение права.
     Изучение естествознания предусмотрено в виде отдельных курсов физики, химии и биологии на базовом уровне.
   Для завершения реализуемых в гимназии программ за счет компонента образовательного учреждения предусмотрено изучение географии, информатики и ИКТ, второго иностранного языка. В соответствии с выбором, сделанном обучающимися, и на основании образовательной программы, утвержденной управляющим советом гимназии, изучение мировой художественной культуры и технологии на старшей ступени не предусмотрено.
   В базисном учебном плане приведен не нормативный, а лишь расчетный объем учебных часов. «Он может быть перераспределен школой в соответствии со спецификой реализуемой ей образовательной программы, сохраняя общий объем учебных часов, определенный Федеральным базисным учебным планом для изучения данного предмета на третьей ступени общего образования»
[Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. М., 2005. С.19.]. В соответствии с этим положением для более продуктивного изучения «одночасовых» предметов – обществознание, право, география, химия, биология, информатика и ИКТ – преподавание данных дисциплин сконцентрировано в рамках одного учебного года в 10 классе. С целью обеспечения возможности интенсивнее изучать выбранные обучающимся предметы на профильном уровне прохождение элективных курсов также планируется в основном на один учебный год в 11 классе.
       Преподавание ОБЖ в 5 – 9 классах осуществляется на базовом уровне за счет перевода одного часа из регионального (национально-регионального) компонента в инвариантную часть базисного учебного плана. Изучение ОБЖ в 10–11 классах предусмотрено на базовом уровне.
   Для реализации гимназического компонента, с целью формирования лингвистического мышления, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка выделены дополнительные часы для группы учебных предметов в образовательной области «Филология». Для полноценного освоения программы по русскому языку по УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой на базовом уровне выделены дополнительные часы в 5 и 6 классах – 2 часа, в 7 и 9 классах – 1 час. Введено изучение второго иностранного языка с 5 по 11 класс. С целью повышения речевой и языковой культуры предусмотрено изучение учебного предмета «Риторика» с 5 по 8 класс – 1 час.
    Содержание учебного предмета математика на ступени основного общего образования реализуется программами по алгебре и геометрии. Для реализации гимназического компонента, с целью усиления роли изучения предмета для формирования представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики выделены дополнительные часы в 7 – 9 классах.
   Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в VI классе вводятся краеведческие модули в рамках учебных предметов «География» и «Биология» федерального компонента. С этой целью увеличено количество часов на изучение данных предметов на 1 час.
   Региональный компонент содержания общего образования представлен учебно-методическим комплексом Л.Л.Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», на изучение которого выделен 1 час в 8 классе.
     В 5–7 классах на изучение учебного предмета «Технология» отведено 2 часа в неделю. Выбор содержания учебного предмета «Технология», реализуемого в гимназии в 5–7 классах, обусловлен особенностями условий осуществления образовательного процесса (приспособленное здание), имеющейся материально-технической базой и гимназической направленностью образовательного процесса. Преподавание предмета осуществляется по рабочей программе учителя. Программа имеет целью развитие эстетического сознания обучающихся посредством освоения ими исторически развитых форм художественной деятельности. Существенная часть программы предусматривает создание художественных изделий из конструкционных, текстильных и поделочных материалов, что соответствует стандарту основного общего образования по технологии. Данная часть составляет основу рабочей программы предмета «Технология» в 5–7 классах. Содержание учебного предмета «Технология» в 8–9 классах реализуется программой по черчению.